Она проснулась от звука десятков солдатских сапог, марширующих словно на плацу в гулком коридоре. Взглянула на часы — четыре утра. Сон или явь? Все на секунду затихло, а затем зыбкую тишину пронзил душераздирающий вой, в секунду стряхнувший остатки сна. Это не глава из книги ужасов. Это рассказ о событиях, происходивших совершенно реально на протяжении нескольких лет в здании по улице Академической, 3, более знакомом волгоградцам как кинотеатр «Гвардеец». А все-таки они существуют! Владимир Ляпичев, директор Государственного Донского казачьего театра, который сегодня располагается в стенах бывшего кинотеатра, долго не мог понять, почему у него в театре текучка среди вахтеров. Пока однажды не услышал душераздирающую историю. — Когда я начал спрашивать у заведующей отделом кадров, почему очередная женщина-вахтер написала заявление об увольнении, она с удивлением сказала: «Как, а вы разве ничего не знаете?» И тут выяснилось, что по ночам в здании театра творится всякая чертовщина: кто-то невидимый бегает на втором этаже, охает, вздыхает, слышатся скрипы и стоны. Однажды очередная дежурная, преодолев страх, решила выяснить, кто нарушает ночной покой, и, выйдя в коридор, увидела эфемерное прозрачное тело, которое бесшумно двигалось по коридору. — У нас бутафором работал молодой человек Саша Дариенко, — рассказывает Надежда Косова, главный бухгалтер Государственного Донского казачьего театра. — Однажды он задержался поздно в театре — было много работы, декорации нужно сдавать — и не заметил, как все ушли, а время перевалило за полночь. Саша работал в мастерской, дверь была закрыта, но парень отчетливо услышал тяжелые шаги, как будто на ногах идущего были сапоги. И тот направлялся прямо в мастерскую. Саша распахнул дверь, но в коридоре никого не было. Узнав, что у него в театре поселилась чертовщина, Владимир Ляпичев пригласил священника. Тот освятил помещения, и на некоторое время все прекратилось, но затем невидимые жильцы заявили о себе вновь. Анна К., работавшая билетным кассиром еще в бытность кинотеатра «Гвардеец», вспоминает, что странности в театре происходили еще тогда, в советские времена, но во времена застоя в привидения мало кто верил. Кроме самих очевидцев. — Когда я только пришла на работу в кинотеатр, мне много разных случаев рассказывали, — вспоминает женщина. — Однажды вахтёр говорила, что она под утро задремала. Но проснулась от звуков марша. Как будто солдаты сапогами чеканят шаг по цементу. Взглянула на часы — четыре утра. А минуточка пятого пошла, раздался такой страшный вой, и все затихло. Руководству об этом мы не говорили, а если кто и рассказывал, то нам отвечали: «Мол, заснули, страшный сон увидели». Купец Шлыков и пленные немцы Здание на перекрёстке бывших улиц Княгининской и Дубовской когда-то принадлежало богатому царицынскому купцу-лесо.тор.говцу Шлыкову. В 1910 году здесь была открыта 4-я женская гимназия. — Есть легенда, что купец Шлыков строил это здание для себя как жилой дом, — рассуждает архитектор Сергей Сена. — Но в его жизни случилась трагедия — в волжских водах утонула любимая дочь, поэтому на фасаде здания мы видим барельефы склонённой девичьей головки, на которую сверху взирает белобородый старец Посейдон. Сломленный горем купец передал дом для нужд гимназии. В предвоенные годы здание было одним из корпусов педагогического института. Во время Сталинградской битвы, по некоторым сведениям, в подвалах здания располагался немецкий госпиталь. — В жизни много необычного происходит, того, что не укладывается в рамки привычного, — говорит Владимир Ляпичев. — Возможно, это неуспокоенные души немецких солдат, погибших здесь во время войны. А ещё старожилы рассказывали, когда в здании театра располагался кинотеатр «Гвардеец», к билетёрам подошла женщина и представилась наследницей купца Шлыкова. Она сказала, что это здание по праву принадлежит ей, поэтому пока оно не вернётся в её собственность, на него будет наложено проклятие. Якобы с того момента вся чертовщина и началось. Невидимое заступничество — Мы учредили общественную организацию «Казачья Станица» и назвали ее Шлыковской в честь купца-лесоторговца. Посчитали, раз пользуемся зданием, значит, нельзя забывать и о человеке, который его простроил, — вспоминает Владимир Ляпичев. — С этого времени купец как будто взял над нами покровительство. Начался ремонт в ветшающем здании. Потихоньку выделялись средства, и в зале возродили лепнину на стенах, повесили люстры под старину, портреты казачьих атаманов. Да и вахтёры больше не рассказывают о ночных визитах непрошеных гостей. Работники театра уверены: успокоилась душа купца Шлыкова. Инга Иванова
|